?

Log in

No account? Create an account
Ногинск-2008-04-23. Сообщение номер 3. Памятник со статусом. "Русский стиль". - Наличники России [entries|archive|friends|userinfo]
Наличники России

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Ногинск-2008-04-23. Сообщение номер 3. Памятник со статусом. "Русский стиль". [июл. 3, 2008|04:06 pm]
Наличники России

nalichnik_ru

[ehidnazevaka]
[Tags|, , ]

В этом сообщении речь пойдёт о наличниках всего лишь одного дома, зато какого!
Вот один из его наличников:



Сначала я даже не поняла - а фриз, который мы видим над наличником - он из дерева, или это "лепнина"(не убивайте)? Так необычна была форма и рисунок этих "подзоров" - такая массивность, монументальность, геометричность!
Наличник этот относится к очень интересной категории. Это явно не народное искусство, это не народные промыслы, а искусство профессиональных художников, вдохновлённых темами, мотивами и формами народного искусства. Если учесть время создания (вероятно, конец 19 - начало 20 века), то относить это произведение надо к так называемому "русскому стилю". То есть к искусству, порождённому осознанием художественной "элитой" того времени, насколько велико и прекрасно народное искусство, которое представители этой элиты наконец "вдруг" увидели. Увидели, были восхищены, поражены и вдохновлены! Какой же интересный "ответ" получился! К величайшему сожалению, эта интереснейшая ветвь развития была прервана катастрофой 1917 года. Мне кажется, что сейчас наступает такой момент, когда эта линия может быть продолжена. Не знаю, откуда у меня такое "предчувствие". Судя по тому, что я вижу и слышу каждый день, кажется, предчувствовать надо прямо противоположное.
P.S. 2008-09-25. По прошествии некоторого времени выяснилось, что этот дом принадлежит к многочисленному семейству домов. Членам этого семейства посвящены следующие доклады в нашем сообществе:
Москва. Дом Пороховщикова. ehidnazevaka http://community.livejournal.com/nalichnik_ru/165138.html
Калуга. ctulhuftagn http://community.livejournal.com/nalichnik_ru/165420.html
Углич. karpino http://community.livejournal.com/nalichnik_ru/188518.html
Кострома. lyubava_zabava http://community.livejournal.com/nalichnik_ru/196816.html



Дом меня поразил, я попыталась общёлкать его, насколько это было возможно:



А возможно было далеко не всё - у дома очень интересное крыльцо, скрытое от нас вьющимися лианами дикого винограда и высоким забором. Жаль, но увидела я глазами моего фотоаппарата только вот это:



Фронтончик крыльца точно такой же, как и у наличника с обложки. В его центре мы видим обобщённо данную женскую фигуру - это великая богиня Мать Сыра Земля:



Под фронтончиком - подзор изысканного, но мелко проработанного рисунка, такие обычно бывают на крестьянских и купеческих традиционных домах. Здесь он, кажется, и не вяжется с мощным и монументальным фризом, который заставляет вспомнить о каменной архитектуре "национального романтизма", как часто называется этот стиль, проявившийся в то время не только в Центральной России, но и на её тогдашних окраинах, к примеру - в Финляндии (что лишний раз доказывает - это было не случайное "местное" течение художественной мысли!). А у фриза в самом деле - очень тяжёлые и очень монументальные "каменные" формы:



Покончив с этим боковым фасадом, обратимся к основному фасаду, выходящему на Рабочую ул.:



На этом фасаде - симметричная композиция из 8 окон. 4 окна в середине объединены общей линией, соединяющей все двускатные навершия наличников:



Навершия этих наличников не отделены друг от друга:



Навершия ближе. Хорошо видны и верхний фриз в системе с карнизом, и резной фриз на уровне середины окон:



По бокам от центральной композиции четырёх островерхих наличников - по два окна с "плоской крышей":



Наличник отдельно:



Притягивают взгляд и "капители" с мотивом птиц, явная переработка версий, заимствованных из народной вышивки. Назвать эти "пилястры" доской-прибоиной как-то не получается:



Крупнее(другой экземпляр):



А это - боковой фасад Тихвинской улицы. Впереди мы видим Рабочую улицу:



Часть фасада с дальними тремя окнами очевидно сохранила свой превозданный вид, а то, что ближе - непонятно что, хотя, возможно, и не моложе. Но это уже к рассматриваемому художественному произведению не относится - то ли пристроили позже, то ли решили на боковои фасаде не изощряться - мне неизвестно. Но скучновато - бедновато - суховато:



Зато среди трёх "правильных" наличников как раз и сыскался тот, который я поставила на обложку - с островерхой крышей, но отдельный. Вот его навершие:



Навершие соседнего плосковерхого наличника:



Обзор "наличного" богатства этого дома закончен.
Но есть ещё информация, связанная с этим домом.

1. Попутно я ещё расскажу об одной драме, связанной не только с этим домом, но и вообще с нашей жизнью.
Вот фотография крайнего окна:



На стекле прикреплена маленькая бумажечка, вот она ближе:



Ну что, есть ещё вопросы?

2. bohumin, который побывал в Ногинске примерно тогда же, тоже фотографировал этот дом (http://bohumin.livejournal.com/1636.html). Он же и сообщил мне, что этот дом внесён в списки памятников областного значения: http://www.kulturnoe-nasledie.ru/catalog/_region/50/5000002342/ .

3. На днях, решив совместить с прогулкой поездку в центр (Москвы) по делам , я была просто поражена - в Москве нашёлся "первоисточник"! Дом купца Пороховщикова стоит себе спокойненько в Староконюшенном переулке прямо посреди Содома и Гоморры в том месте, где Староконюшенный переулок подходит к старому Арбату, и очень хорошо просматривается с Арбата!
Серьёзный дом! Похоже, что в самом деле первоисточник. В провинции - не точная копия, а версия попроще, но ОЧЕНЬ красивая, со своими находками. Дому Пороховщикова я посвящу следующее своё сообщение:



Не копия, но сходство - разительное.
Идея композиции фасада общая, в Москве 1+3+1, в Богородске(Ногинске) 2+4+2.
Рисунок фриза такой же по характеру и даже основные мотивы совпадают:



Навершия центральных островерхих наличников соединены (хотя и по-разному):



По бокам - наличники с плоской крышей.
Но птицы! Тут не сходство, а прямое "передирание" один к одному, только исполнение - в упрощённом виде, объёмность снижена, какие-то детали упрощены-уплощены, а какие-то в богородском(ногинском) варианте и вовсе опущены:



Тот же архитектор?
Ссылки по дому Пороховщикова (архитектор Гун):
http://www.glazychev.ru/habitations&cities/1995_Rus_Dom.htm
http://www.ogoniok.com/archive/2003/4822/43-27-29/
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: bohumin
2008-07-03 09:01 pm
А интересно, что сейчас находится в этом доме? Ведь, как я понял, там планировался музей?
Дом действительно из одной серии с Ногинским. Даже не верится, что в Москве ещё сохранились такие дома.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ehidnazevaka
2008-07-03 10:00 pm
Что там сейчас - я не выясняла, да и не задумывалась даже - настолько была удивлена такой объект в Москве обнаружить, тем более в самом-пресамом центре и на видном месте. И ведь ходила по Арбату не раз, но не помню его! Так что удивлялась и объекту, и своему собственному восприятию.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: chur72
2008-07-04 04:44 am
приношу извинения за дилетантский вопрос)
а на чём основывается вывод, что дом создан профессиональбным архитектором?)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ehidnazevaka
2008-07-04 05:31 am

Ответ не переутомлённой образованием человечицы -

... - а ни на чём, кроме "так кажется, так видится".
То есть, ровно на том же, на чём вот что:
1. Если я 50 лет подряд живу на Руси и каждый день вижу много-много людей и все они - белые, а на 51-м году в первый раз вижу негра, то вывод мой будет однозначно такой - он взялся откуда-то издалека-а-а и коренным жителем не является.
2. Или ещё один пример, его нам когда-то давно-о-о-о в университете приводили по поводу распознавания образов. Если спросить очень маленького ребёнка, кто вошёл в комнату - дядя или тётя, то ответ скорее всего будет правильный, хотя объяснить, почему оно так решило, дитя не сможет. Поскольку не обучалось наукам. Так и я, этим наукам не обучалась, но кое-что статистически значимое всё-таки на своём веку видела.
3. Что ещё тут можно прибавить? Не видела я ни разу ни крестьянского, ни купеческого дома с таким декором. Зато видела кое-что перекликающееся из так называемых "русского стиля" и "национального романтизма"(последнее - в изображениях).
4. Да всё не то и не так! Монументальность - чертёжность - геометричность графики, пропорции, размещение мотивов.... Очевидная "нарочитость". Очевидная "цитатность" из народной вышивки. В крестьянско-купеческом доме таких цитат я не видела.
5. Это и без дома Пороховщикова было очевидно, а уж имея перед глазами дом Пороховщикова, мне и в голову не пришло бы в этом сомневаться.
6. Или может быть Вы имеете ввиду не декор, а сам дом? Тогда согласна - такое было бы возможно, что и ремесленными силами обошлись бы. Но и это сомнительно - окна сгруппированы явно под заданную идею декора.
Конечно, можно предположить, что строили ремесленники - но и в этом случае не их авторами надо признавать - ведь явно "содрано" с дома Пороховщикова. Опять же , подходя строго логчески, можно предположить, что сначала был ногинский образец, на котором архитектор Гун "размялся", а уж потом домом Пороховщикова как следует громыхнул на всю Москву! Но маловероятно. Скорее - это провинциальное издание московской моды. А уточняют пусть уж люди, знакомые с фактами - краеведы, любители архивных и документальных изысканий.
Приношу извинения за "дилетантский" ответ.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: chur72
2008-07-17 05:41 am

Re: Ответ не переутомлённой образованием человечицы -

ну похоже, что совсем не дилетантский, спасибо за ответ)

кстати, вполне возможно, что здесь был обратное влияние. Рубеж 19-20 веков, это не только профессиональные архитекторы ориентирующиеся на "народных" умельцев, но и народные умельцы, "срисовывающие" дома профессиональных архитекторов)а дом Пороховщикова мог быть оригиналом)

а вот такой вот домик как аттестуете?;-)
http://www.arttomsk.net/news/photos/album/Belinskogo19/
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ehidnazevaka
2008-07-17 06:34 am

1. Об обратном влиянии.

"вполне возможно, что здесь было обратное влияние"
--------
Конечно, эффект обратного влияния был.
Но это не меняет основной коллизии:
Древнейшее народное искусство - первоисточник. А так называемый "русский стиль" - это некая попытка его осмысления "образованными" слоями общества, в том числе и профессиональной художественной мыслью. И уж потом это содержание опять пошло в народные массы - уже в виде более или менее наивной трактовки городской моды.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ehidnazevaka
2008-07-17 06:52 am

2. Культурное наследие.

"а вот такой вот домик как аттестуете?;-)
http://www.arttomsk.net/news/photos/album/Belinskogo19/ "
---------
1. Если "аттестовывать", то как объект культурного наследия, подлежащий строжайшей охране. Кто посягнёт на изменение облика или причинение малейшего вреда - голову без промедления оторвать и не пришивать обратно!
2. А если рссказывать о том, как я воспринимаю такие вещи, то не умаляя их безусловнейших достоинств, должна признать - на это очень приятно смотреть, но души моей они совершенно не затрагивают.
Формы сухие, единого образа не создают, графика механичная, поэзия народного искусства, которая может заставить вышагивать километры не в слишком комфортных условиях, отсутствует начисто. Превалирует чистая декоративность, несколько мелковатая.
3. Попутно. Этот сайт(http://www.arttomsk.net/news/photos) содержит столько интереснейшей информации, но я его даже не смогла просмотреть целиком - он постоянно глючит и меня мучает!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: chur72
2008-07-17 10:02 am

Re: 2. Культурное наследие.

Ну тогда вот эти окошки вам должны больше понравиться)
http://pics.livejournal.com/chur72/pic/00001y8b/

С оценкой здания, пожалуй, соглашусь.
Я не особенно люблю этот дом. Хотя, возможно, здесь играет свою роль цвет - дом вышел холодный, в дереве хороша интимность. Да и снято уж больно своеобразно - все пропорции порушены)) На самом деле его довольно сложно сфотографировать.

Но я ссылался на него по другому поводу - это тиичный пример "неорусского стиля" в профессиональной архитектуре) Дом архитектора Хомича)

про сайт.
Сайт неприбран. Это груда материала, распиханного по разным страницам... но чтобы глючило, такого вроде не было.
А где глючит?

вот вам ещё ссылка на томскую фотогалерею.
http://art-gu.ru/gallery/view_image.phtml?iid=57637

Если полазить, там много чего можно найти интересного. У Паши почти на каждой странице есть фотографии старых домов)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ehidnazevaka
2008-07-19 09:01 am

арт-Томск

"про сайт.
Сайт неприбран. Это груда материала, распиханного по разным страницам... но чтобы глючило, такого вроде не было.
А где глючит?"
-------
1. С Вашей оценкой замысла и содержания галереи я не согласна. Задумано хорошо. Мне как раз понравилось.
Вот конкретный адрес - и вот вам, пожалуйста, все доступные по нему фотографии.
Просто, элегантно, хорошо.
Я бы , конечно, не отказалась бы, если бы картинки были даны в более крупной версии.
2. Я не могу Вам точно описать, ЧТО именно меня так восстановило против способа воплощения этого сайта, а ещё раз пускаться в тотальный просмотр у меня сейчас времени нет. Как-нибудь при случае. Так что прошу извинить за неточности "воспоминаний о восприятии".
Я - чайница, поэтому меня часто очень сильно напрягают вещи, которые опытным пользователям кажутся естественными.
Мне не понравилось, как открываются картинки - шторки эти.
КАЖЕТСЯ, там как-то по-разному картинки открывались, и КАЖЕТСЯ были какие-то проблемы с тем, чтобы запомнить картинку, или КАЖЕТСЯ там вообще авторы сайты от этого защитились. Признавая хозяйское право так делать, поскольку воров и гадов в сети предостаточно(у меня тоже один сволочь картинки воровал) чистосердечно признаюсь, что я НЕНАВИЖУ такие сайты.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ehidnazevaka
2008-07-19 09:04 am

Галерея Павла

Жаль, что у Павла галерея не структурирована. Более 30 страниц просмотрела, но всё-таки утомилась просеивать и откатилась.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ireneya
2009-11-15 11:36 pm
спонтанное дополнение:
шла мимо. открытая калитка. зашла и сфотографировала. со стороны двора тоже красиво. никого не встретила. как воришка :) хотя если двор и дом на несколько хозяев, то и не так страшно ))).



(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ehidnazevaka
2009-11-16 09:22 am
Большое спасибо за дополнение! Если б все залы нашего виртуального музея так пополнялись дополнительной информацией об объектах!
(Ответить) (Parent) (Thread)